Муниципальное образовательное учреждение
Арьевская средняя общеобразовательная школа
Уренского муниципального района
Нижегородской области
Рассмотрено на педсовете №______ |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ АСОШ ____________ Н.Ю.Синцов «___»___________ 20__ г.
|
Программа военно-патриотического воспитания обучающихся
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Программа военно-патриотического воспитания учащихся МБОУ АСОШ |
Сроки и этапы реализации |
Программа рассчитана на три года. Первый год -реализация первоочередных мер по выполнению приоритетных задач и мероприятий программы; Второй год -формирование основных элементов системы патриотического воспитания; Третий год год -обобщение результатов практической реализации Программы и определение приоритетов на перспективу. |
Основания для разработки программы |
ü Конвенция ООН о правах ребёнка ü Конституция РФ ü Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" ü Закон РФ "Об образовании" ü Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 № 795) ü Концепция о военно-патриотическом воспитании молодежи (рассмотрено и одобрена Координационным Светом при президенте РФ по воспитательной работе в ВС РФ). ü Концепция патриотического воспитания граждан РФ. |
Актуальность программы |
ü Смена традиционных устоев в обществе. ü Ослабление основ государственности, падение авторитета армии, усиление социальной напряженности в обществе, особенно среди молодежи. ü Нарастание преступности, рост числа наркоманов, падение нравственности, развитие правового нигилизма. ü Заметные изменения в отношении к службе в Вооруженных Силах, защите своего Отечества. ü Резкое снижение уровня практической подготовки юношей к армии, защите Отечества, падение престижа военной профессии, защитника России. ü Размывание исторического сознания и чувства гордости за величие своей Родины привело к тому, что многие подростки с трудом называют основные события Великой Отечественной войны. ü Нарастание антиобщественных проявлений, усиление социальной патологии, рост преступности, пьянства, наркомании, тунеядства, насилия и жестокости, которые стали неотвратимой угрозой не только подрастающему поколению, но и обновлению общества в целом. |
Цели и задачи программы |
Цель программы: Создание условий для развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств гражданина и патриота (мужество, честь, верность, стойкость, воля, любовь к Отечеству), готовности к активному проявлению этих качеств в различных сферах жизни общества. Задачи программы: ü Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. ü Познание учащимися историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. ü Формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга ü Формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. ü Пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. ü Развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения отечеству и готовности к защите Родины. |
Основные направления программы |
5. Координация внеурочной деятельности в интересах военно- патриотического воспитания участников образовательного процесса. 6. Информационная и просветительская деятельность в области военно - патриотического воспитания обучающихся. 7. Координация деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания 8 . Диагностика |
Разработчики программы |
Преподаватель-организатор ОБЖ |
Ожидаемые результаты |
|
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Пояснительная записка
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Нормативно- правовая база по обеспечению программы
2.Состояние проблемы и обоснование необходимости
принятия программы
3.Цели и задачи программы
4.Основные направления реализации программы
5.Механизм реализации программы
6.Организация военно- патриотической работы
7.Система военно- патриотического воспитания обучающихся
8.Деятельность работников школы по реализации программы
9.Ожидаемые результаты
1 План мероприятий по реализации программы
2.Используемая литература
ВВЕДЕНИЕ
Историческое значение каждого человека
измеряется его заслугами Родине, а человеческое
достоинство - силою его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский.
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.
Значительная часть молодежи выдвигает главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру, деньги, и поэтому многие ищут оправдания своих мыслей, желаний, поступков. Одним из уязвимых моментов в воспитании является отсутствие у подрастающего поколения ясности в жизненных ориентирах. Отток талантливой молодежи за границу, ее нежелание участвовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения – всё это угрожает национальной безопасности страны.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В настоящее время в нашей школе такая система в своей основе сложилась. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Мощным фактором формирования патриотизма у наших школьников является проведение военно-спортивной игры «Зарница», встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, смотров-конкурсов строевой песни, организация Уроков Мужества, экскурсий в краеведческие музеи, походов и поездок по памятным местам нашего района и области..
К сожалению, в нашей школе отсутствует патриотический клуб, поэтому считаю необходимым создание такого клуба в школе, так как открытие патриотического клуба будет значительным шагом в развитии системы патриотического воспитания в нашей школе. Клуб патриотического воспитания закрепит наметившуюся в последние годы положительную тенденцию роста ценности гражданственности и патриотизма среди школьников. Одновременно с этим уровень военно-патриотического воспитания в школе еще не достаточно высок, это показывает диагностика, проведенная с учащимися.
В анкете «Ваше отношение к защите Отечества», положительный результат равен 68% в 11 классе. В анкете «Какой вид службы вы предпочитаете?» 10-11 классы, ответы были таковы: по призыву – 65%, по контракту – 30%, альтернативная гражданская служба – 3%, предпочитаю не служить – 2%.
Вследствие этого педсоветом школы принято решение о создании школьной программы по военно-патриотическому воспитанию школьников.
Всё вышесказанное, свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания и об актуальности их реализации.
НОРМАТИВНО- ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ
Программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422.
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от от 5 октября 2010 г. № 795
- ФЗ РФ «Об образовании»; Конвенции ООН о правах ребёнка
- Конституции РФ; Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"
- Концепции о военно-патриотическом воспитании молодежи (рассмотрено и одобрена -- Координационным Светом при президенте РФ по воспитательной работе в ВС РФ).
- Концепции патриотического воспитания граждан РФ.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ.
Военно-патриотическое воспитание молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.
Цель военно-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирового и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
Проведение научной обоснованной управленческой и организаторской
деятельности по созданию условий для эффективного военно- патриотического воспитания молодежи;
Утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
Создание новой эффективности системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей.
За основу военно-патриотического воспитания молодежи следует принять:
• Формирование высоких моральных и психологических качеств детей, подростков и молодежи, преданности Родине и готовности к ее защите.
• Целенаправленную работу по формированию у допризывной молодежи потребности в физическом развитии и физическом совершенствовании.
•Воспитание духовности на основе изучения и обобщения опыта, приобретенного Россией за всю историю ее борьбы за независимость, особенно в ходе Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и в «горячих точках» на территории России и СНГ.
Необходимость принятия программы военно-патриотического воспитания диктуется также рядом негативных явлений, наблюдающихся сегодня в России.
Общественные опросы и работа с детьми и молодежью показывают, что среди молодых людей большими темпами нарастает преступность, растет число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой нигилизм, возникло стремление покинуть Родину, существуют другие негативные явления, ослабляющие основы государства.
В сознании молодежи произошли заметные изменения в отношении к службе в Вооруженных Силах, защите своего Отечества. Так, в настоящее время более 50% подростков не имеют желания нести службу в Вооруженных силах России, 51% выступает за отмену военной обязанности. Увеличивается число призывников, уклоняющихся от воинской службы.
Можно говорить и о резком снижении уровня практической подготовки юношей к армии, защите Отечества, падении престижа военной профессии, защитника России. Из года в год ухудшаются качественные характеристики молодого пополнения, степень его готовности к выполнению воинского долга.
В то же время размывание исторического сознания и чувства гордости за величие своей Родины привело к тому, что многие подростки с трудом называют основные события Великой Отечественной войны.
Таким образом, анализ поведения молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, усилению социальной патологии, росту преступности, пьянства, наркомании, насилия и жестокости, которые стали неотвратимой угрозой не только подрастающему поколению, но и обновлению общества в целом.
Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности военно-патриотического воспитания молодежи разработка и принятие программы являются крайне актуальным и необходимым.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Создание условий для развития у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств гражданина и патриота (мужество, честь, верность, стойкость, воля, любовь к Отечеству), готовности к активному проявлению этих качеств в различных сферах жизни общества.
Задачи программы: ü Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. ü Познание учащимися историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. ü Формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга ü Формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. ü Пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. |
Развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения отечеству и готовности к защите Родины.
Основные направления программы
|
- Диагностика
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном (в рамках курсов истории, обществознания, ОБЖ т.п.);
- внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогической помощи школьникам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности;
- институциональном (жизнь в школе организована таким образом, чтобы в условиях школьного сообщества как демократического правового пространства востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникла ситуативная активность, побуждающая их обращаться к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними);
- социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями членов школьного сообщества и местных органов власти).
Механизм реализации программы
Механизмом реализации программы является исполнение плана мероприятий по военно-патриотическому воспитанию учащихся МБОУ АСОШ на 2014 – 2017 г.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
1. |
Участие в постоянно действующих краевых и районных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников. |
В течение года. |
Преподаватель-организатор ОБЖ, педагоги – организаторы, учителя – предметники, классные руководители |
|
2. |
Проведение тематических линеек по истории России, символике России и Нижегородской области. |
Ежегодно. |
Зам. директора по ВР, педагоги – организаторы |
|
3. |
-Участие в акции «Вахта памяти». -встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; -линейки, посвященные памятным датам истории; -общешкольная линейка, посвященная Дню Победы |
Ежегодно. |
Преподаватель-организатор ОБЖ, Зам. директора по ВР, педагоги – организаторы, классные руководители |
|
4. |
Участие в районном слете школьников «Школа безопасности» |
Ежегодно |
Преподаватель-организатор ОБЖ Зам. директора по ВР, педагоги – организаторы, |
|
5. |
Участие в акции «Обелиск» |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, педагоги – организаторы |
|
6. |
Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» в школе и районе |
Ежегодно |
Преподаватель-организатор ОБЖ Зам. директора по ВР, руководители объединений доп.образования, |
|
7. |
Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению военно-патриотического воспитания школьников. |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, педагоги – организаторы, учителя – предметники, классные руководители |
|
8. |
Организация традиционных встреч: - ветеранов с обучающимися школы, посвященных Победе в ВОВ 1941-1945 г. - с вдовами погибших на войне; - с воинами-интернационалистами; - с призывниками |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, педагоги – организаторы, учителя – предметники, классные руководители |
|
9. |
Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. |
Ежегодно |
Зам. директора по воспитательной работе, учителя истории, педагоги доп.образования |
|
10. |
Проведение общешкольного конкурса «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню защиты детей при ЧС |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, педагоги – организаторы, учителя – предметники, классные руководители |
|
11. |
Проведение уроков мужества, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы. |
Ежегодно |
Классные руководители, педагоги - организаторы |
|
12. |
Проведение памятных дней: - День Победы -День вывода войск из Афганистана - День защитников Отечества И др. |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, педагоги – организаторы, классные руководители |
|
13. |
Участие в акциях: ·«Помню и горжусь!» ·«Герои живут рядом» ·«От сердца к сердцу» |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, педагоги – организаторы, классные руководители |
|
14. |
Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, педагоги – организаторы, учителя литературы, классные руководители |
|
15. |
Использование символов Российской Федерации при проведении школьных мероприятий. |
Постоянно |
Зам. директора по ВР, педагоги – организаторы, |
|
16. |
Организация экспозиций в уголке боевой славы к Дню Победы |
Ежегодно |
учителя истории |
|
17. |
Организация и проведение конкурсов рисунков «Я только слышал о войне», «Война глазами детей» и др. |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, учителя ИЗО, педагоги – организаторы, |
|
18. |
Краеведческий поиск «Живая летопись войны» |
Ежегодно |
учителя истории |
|
19. |
Классные часы на тему «Герои и подвиги» |
Ежегодно |
Классные руководители |
|
20. |
Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану» |
Ежегодно |
Педагоги – организаторы, учитель ИЗО |
|
21. |
Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны |
Ежегодно |
учителя литературы |
|
22. |
Акция «Ветеран живет рядом» |
Ежегодно |
педагоги – организаторы, классные руководители |
|
23. |
Фотовыставка «Война и моя семья» |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, педагоги доп.образования, классные руководители |
|
24. |
Конкурс чтецов «Дети о войне» |
Ежегодно |
учителя литературы, классные руководители |
|
25. |
Конкурс патриотической песни «Солдатский конверт» |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, учителя музыки, классные руководители |
|
26. |
Совещаний для классных руководителей «Пути совершенствования военно-патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования». |
2014г. |
Зам. директора по ВР |
|
27. |
Семинар-практикум для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы» |
2015г. |
Зам. директора по ВР, руководитель МО |
|
28. |
Обобщение опыта работы педагогов на темам: - «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта»; - «Организация работы по военно-патриотическому воспитанию в системе образования: инновационные подходы и технологии». |
2017г. 2016г. |
Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя – предметники, педагоги доп.образования |
|
29. |
Создание банка информационных и методических материалов по обеспечению военно-патриотического воспитания обучающихся |
2014-2017гг. |
Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя - предметники |
|
30. |
Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся» |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя - предметники |
|
31. |
Участие в школьных и районных соревнованиях допризывной молодежи |
Ежегодно |
Учителя физкультуры и ОБЖ |
|
32. |
Проведение мероприятий, посвященных: разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве прорыва Блокады Ленинграда(1944) |
2015г. 2015г. 2015г. . |
Педагоги – организаторы, классные руководители, учителя истории |
|
На ее основе составляется ежегодный план мероприятий по военно-патриотическому воспитанию обучающихся МБОУ АСОШ (см. план). Реализация плана отслеживается в рамках общешкольной игры «Собери тельняшку» В начале учебного года каждый класс получает контур тельняшки. В течении учебного года класс участвует в предложенных планом мероприятиях. По результатам участия класс получает фрагмент тельняшки ( или не получает, если класс не принимал участие в мероприятии. См. приложение.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Структура и организация данного воспитательного процесса строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста.
1 категория – учащиеся 1-4 классов, задачи патриотического воспитания включают:
- знакомство с понятиями большой и малой Родины, получение первоначальных знаний об их истории;
- формирование бережного и уважительного отношения к жизни и ко всему живому;
- привитие трудовых навыков, воспитание уважительного отношения к труду другого человека;
- формирование уважительного отношения к общественной собственности, к собственности другого человека;
- воспитание навыков выполнения правил поведения в обществе;
- воспитание честности, чуткости, доброжелательности, сострадания, такта.
2категория - учащиеся 5-8 классов, в качестве основных воспитательных задач ставим следующие:
- знакомить с историей Родины, её людьми, формировать гордость за Родину, желание заботиться о ней;
- формировать единый коллектив, воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания между детьми;
- формировать понятие о труде на благо Родины;
- воспитывать способность ориентироваться на другого, соотносить свои действия с учётом окружающих людей.
3категория - учащиеся 9-11 классов, требуют более сложных воспитательных задач:
- воспитывать стремление к созидательной деятельности на благо себя, своей семьи, общества, Родины;
- формировать высокий уровень духовного развития;
- воспитывать понимание наивысших ценностей и роли Росси в судьбах мира;
- воспитывать личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- дать понятие о роли семьи в жизни отдельного человека и в жизни общества;
- помочь осмыслить свои цели, свою жизненную позицию;
- воспитывать способность к взаимодействию с окружающим миром.
СИСТЕМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
1.Морально - психологическая подготовка осуществляется: на уроках общественно - исторического и гуманитарного цикла.
Внеурочная работа: внеклассная работа по предметам; уроки мужества; конкурсы сочинений на военно - патриотическую тему; обсуждение книг, кинофильмов;
2.Военно - физическая подготовка осуществляется на уроках ОБЖ и физкультуры.
Внеурочная работа: сдача нормативов по ГО; спортивные секции; соревнования по военно - прикладным видам спорта; военно - спортивные праздники.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Преподаватель – организатор ОБЖ
-обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по
подготовке молодёжи к защите Отечества;
- заботится о методическом обеспечении военно - патриотической
направленности учебно - воспитательного процесса;
-организует кружковую работу военно - патриотической направленности;
-руководит подготовкой и проведением военно - спортивных праздников, смотров, соревнований;
-поддерживает постоянные деловые контакты с военкоматом, районным штабом ГО, воинскими частями и подразделениями;
Классный руководитель
-осуществляет руководство целенаправленной военно-патриотической деятельностью классного коллектива;
-планирует и координирует соответствующую работу учителей и воспитателей, занимающихся с данным классом, детского общественного объединения, внешкольных учреждений и родителей по формированию у учащихся готовности к защите Родины;
-ведёт систематические психолого - педагогические наблюдения за развитием военно - патриотического сознания учащихся, формированием умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества;
- корректирует процесс военно - патриотического воспитания, привлекает
к этой деятельности воспитателей - общественников;
Учителя-предметники
- обеспечивают военно - патриотическую направленность учебно -
воспитательного процесса, формирование средствами своего предмета
личности будущего защитника Родины;
- систематически вносят военно - патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные методы его изложения.
Ожидаемые результаты
Реализация программы позволит:
объединить усилия педагогического коллектива и родителей для
целенаправленной подготовки юношей к военной службе;
- повысить уровень функциональной подготовки призывников;
- обеспечить занятость детей и подростков во внеурочное время и отвлечь их тем самым от вредных привычек, прежде всего, от употребления наркотиков, алкоголя;
- привлечь к работе по военно-патриотическому воспитанию средства массовой информации, которые должны стать союзниками, а не противниками в этой работе;
- по-новому осмыслить такие понятия, как национальная гордость, патриотизм, историческая память.
Конечными результатами реализации программы должны стать:
v рост количества учащихся, занимающихся в кружках и секциях военно-патриотической направленности;
v повышение престижа военной службы;
v готовность молодежи к защите Отечества;
v уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
v степень готовности и стремление учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
v проявление гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
v умение сочетать общественные и личные интересы;
v присутствие толерантности у учащихся;
v нравственная атмосфера в школе: доверительное отношение к учителям, любовь к школе;
v внимательное отношение к старшим и младшим, уважительное отношение к ветеранам войны и труда.
Диагностические материалы
АНКЕТЫ "ОБ ОТНОШЕНИИ МОЛОДЕЖИ К ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА".
Ваш возраст (лет) |
до 14 |
14-18 |
||
учусь в школе |
учусь в ПУ, колледже, техникуме и тд. |
учусь в институте |
не учусь |
|
Я считаю себя в большей степени патриотом, чем многие мои сверстники |
да |
нет |
АНКЕТА №1
отношение молодежи к защите Отечества
Выделите, какой вид службы в Вооруженных Силах России Вы предпочитаете?
Служба по призыву |
Альтернативная гражданская служба |
Служба по контракту |
Предпочитаю не служить |
Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените предложенные ответы по 10-ти бальной системе, где 10 – максимальное число.
Какие признаки или высказывания и на сколько баллов Вы считаете, присущи патриотизму? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принимая какие-либо серьезные или важные в моей жизни решения, я часто руководствуюсь понятиями о патриотизме:
|
|
Почему Вы участвуете в программах патриотического воспитания? |
|
|
|
|
|
|
|
На сколько баллов Ваш общественная работа и досуг связаны с вопросами патриотизма? |
|
На сколько баллов можно оценить Вашу готовность пожертвовать своими интересами во имя интересов Родины? |
|
Я считаю, что служба в Российской Армии… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я живу в России, а не еду жить за рубеж потому, что … |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АНКЕТА № 2
1. Какие фильмы о войне вы знаете?
2. Хотелось бы вам стать похожим на героев этих фильмов?
3. Каким качествам этих героев вы завидуете? И хотите воспитать их в себе?
отвага; ловкость; умение стрелять; физическая подготовка; жестокость;
твердость; достижение поставленных целей; умение сопереживать ближнему;
умение идти напролом; чувство долга; верность присяге; любовь к Родине;
4. Что вы предпринимаете, чтобы воспитать в себе эти качества?
5. Считаете ли вы, что армия делает из юношей настоящих мужчин?
6. Каким войском вы отдаете предпочтение
- военно-морские
- воздушно-десантные
- другие
7. Что конкретно вам нравится в этом роде войск?
- красивая одежда
- высокий уровень боеспособности
- обеспечение техникой (оснащение)
- возможность похвалиться перед друзьями
- возможность приобрести необходимые навыки
- другое
8. Считаете ли вы обязательной воинскую службу для защиты рубежей Родины?
9. Какой службе вы отдаете предпочтение?
- по призыву
- альтернативной
- контрактной
10. Хотели бы вы пойти служить в армию?
11. Каковы причины отказа от службы в армии?
12. Что могло бы поднять престиж воинской службы в ваших глазах?
Литература:
1.Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе./Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. / Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. /Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
6. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
7. Салихова Р. Воспитание гражданина. / Воспитание школьников.- 2003. – № 1.
8. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).
9. Поваров, К. С. Миссия к детям : формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания / К. С. Поваров. - Москва : ИЭОПГКО, 2007. - 144 с. - (Обретенное поколение).
10. Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва : Новое образование, 2011. – 119 с. - (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей).
11. Конвенция ООН о правах ребёнка
12. Конституция РФ
13. Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"
14. Закон РФ "Об образовании"
15. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 № 795)
16. Концепция о военно-патриотическом воспитании молодежи (рассмотрено и одобрена Координационным Светом при президенте РФ по воспитательной работе в ВС РФ).
17. Концепция патриотического воспитания граждан РФ.