Есть предложения по организации учебного процесса

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Сведения об образовательной организации

Ручная мельница

Прошло много тысячелетий с тех пор, как люди стали культивировать злаки. В глубине веков затерялся день, когда первобытный человек растер горсть зерен, замесил муку с водой и на раскаленных камнях испек свой первый хлеб.

Сначала люди питались сырыми зернами. Затем, приспособив два камня, человек создал нечто вроде мельничного жернова и научился делать муку. Замесив измельченное зерно с водой, он открыл новый вид пищи – кашу.

Считается, что именно каша была первой «праматерью» хлеба. Открытие огня позволило человеку усовершенствовать свою пищу. Может быть, совсем нечаянно, женщина, готовившая еду для своей семьи, «спекла» однажды кашу и по недосмотру получилась твердая лепешка. Однако, из этой «ошибки» люди извлекли пользу. Лепешки оказались лучше и удобнее каши.

Вначале лепешки ели в горячем виде в качестве приправы к мясу, а потом стали употреблять в пищу и холодными. А холодная лепешка была уже хлебом!

Первыми инструментами для измельчения зерна в муку были каменная ступка и пестик. Некоторым шагом вперед по сравнению с ними явился метод перетекания зерна вместо толчения. Люди очень скоро убедились, что при перетирании мука получается гораздо лучше. Однако это также была крайне утомительная работа.

Большим усовершенствованием стал переход от движения терки вперед и назад к вращению. Пестик сменился плоским камнем, который двигался по плоскому каменному блюду. От камня, который перетирает зерно, было уже легко перейти к жернову, то есть заставить один камень скользить при вращении по другому. Зерно понемногу подсыпалось в отверстие в середине верхнего камня жернова, попадало в пространство между верхним и нижним камнем и растиралось в муку.

Эта ручная мельница получила самое широкое распространение в Древней Греции и Риме. Конструкция ее очень проста. Основанием мельницы служил камень выпуклый посередине. На его вершине располагался железный штифт. Второй, вращающийся камень имел два колоколообразных углубления, соединенных между собой отверстием. Внешне он напоминал песочные часы и был внутри пустой. Этот камень насаживали на основание. В отверстие вставлялась железная полоса. При вращении мельницы зерно, попадая между камнями, перетиралось. Мука собиралась у основания нижнего камня.

Подобные мельницы были самых разных размеров: от маленьких, вроде современных кофемолок, до больших, которые приводили во вращение два раба или осел. С изобретением ручной мельницы процесс размалывания зерна облегчился, но по-прежнему оставался трудоемким и тяжелым делом.

http://stary-melnik.ru/templates/mill/images/pixel_trans.gif" >

Часы с кукушкой

Часы с кукушкой представляют собой, как правило, механические часы с боем, имитирующие звук кукушки через определённые промежутки времени. Обычно звуковые сигналы раздаются каждый час, отсчитывая текущее время и нередко сопровождаясь при этом ударами гонга. Голосовой механизм, установленный почти в каждом виде часов с кукушкой, появился к середине XVIII века и с тех пор остался почти без изменений до настоящего времени.

  • В фильме «Сказка о потерянном времени» у злых волшебников были часы с волшебной говорящей кукушкой.
  • В книге Э. Успенского «Гарантийные человечки» у одного из гарантийных — Ивана Ивановича Буре — были часы с кукушкой Машкой.
  • В книге Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» у крапивного человека были часы с кукушкой.
  • А. Линдгрен, С. Прокофьева и другие написали рассказы с участием или о часах с кукушкой («Весёлая Кукушка», «Сказка про часы с кукушкой»…)
  • Герой Адриано Челентано в фильме Блеф использует часы с кукушкой для отвлечения внимания начальника тюрьмы для организации побега
  • В книге Терри Пратчетта «Цвет волшебства» описываются кукушки, которые вьют себе часы.

История

Первое упоминание о часах с кукушкой восходит к 1629 году, когда аугсбургский аристократ Филипп Хайнхофер преподнёс подобные часы Августу, курфюрсту Саксонии. В 1650 году Атанасиус Кирхер в музыкальном руководстве «Museo Kircheriano» описал механический орган, снабжённый автоматизированными фигурками, среди которых была и кукушка.

Тем не менее, родиной традиционных часов с кукушкой считается немецкая земля Шварцвальд. Первые такие часы были изготовлены местными умельцами в период с 1740 по 1750 год. Необычные часы быстро завоевали популярность в регионе, где уже к середине XVIII века действовало несколько часовых мастерских, изготавливающих часы с деревянным механизмом. Привычный ныне внешний вид в виде сказочного домика, украшенного листьями, шишками и прочими декоративными элементами, часы обрели в середине XIX века.

Коромысло

Давно минули те дни, когда вода в дом попадала из колодцев. А уж такой незаменимый когда-то предмет, как коромысло, большинство людей и вовсе забыли. Молодежь же такого слова и не слышала, наверное. А когда-токоромыслоили коромысел было в быту одним из главных предметов. Не было ни одного двора, в котором бы его не было. В данной статье мы постараемся напомнить знающим и расскажем тем, кто не знает.Что такое коромысло? Какую роль оно играло в быту славян?

Коромысло— это приспособление дугообразной формы.Главное его предназначение — это перенос грузов.В частности воды в вёдрах. Это самое популярное его применение. Воду носили для дома и для двора (на питье скотине). С помощью данного инструмента также на реку носили белье для полоскания, и др. Если постараться, то коромысло еще можно встретить в каком-нибудь дворе. Висящим на гвозде. С прогнившим деревом и заржавевшими крюками. Своего рода: "Прошлое оставленное до лучших времен". А когда-то считалось: пока человек еще может носить ведра с водой в коромысле, силы еще есть и человек находятся в здравии. Молодой же парень, который начинал носить воду в коромысле, получал "звание" отрока (подросток).

Польза коромыслазаключалась в том, что оно позволяло нести 2 ведра воды на большое расстояние без остановки, перекладывая его с одного на плеча на другое. Хотя кто-то предпочитал носить воду на двух плечах сразу. В использовании данного предмета присутствовала и ритуальная составляющая. Так, например, считали, что когда идешь за водой,пустые ведра нужно нести в левой руке, в правой - коромысло. Набрав же воды в ведра,сначала нужно было цеплять ведро за заднюю часть коромысла, а затем за переднюю.

Русская свадьба также не обходилась без коромысла. Как впрочем, и без свадебного рушника. Существовал обычай, по которомуневеста должна была донести 2 ведра с водой на коромысле, не пролив при этом ни капли. Для современных девушек это сейчас может показаться сложной задачей. Раньше же это было простым делом. Славянские девушки всегда отличались хорошей осанкой и красивой походкой. Именно коромысло вырабатывало эти особенности. 

Виды коромысел

Наиболее популярными былидугообразные коромысла. Они удобно ложились на плечо. Раскопки подтверждают, что в 9 - 14 веках именно такие "помощники" были в ходу.  Реже встречаются коромысла из широкой доски с вырезом под шею, зауженные на концах. К концам палки крепились крючки, на которые цеплялись ведра. Изготавливались коромысла из различных пород деревьев: клен, орешник, береза и т.д. Вырезались данные предметы из цельного ствола длинной 190-210 см. На краях заготовки либо вырезали выемки для ручек ведра, либо крепили крючки гвоздями или шурупами. Поверх дерева по всей длине прибивалась жесть, чтобы дерево не трескалось. Это продлевало жизнь инструменту. После же коромысло могли украсить резьбой либо раскрасить, придав ему красивый вид. Порой, инструмент мог служить до 50 лет.Местом хранения коромысла были сени.Инструмент мог стоять в углу или быть уложен на двух гвоздях на стене.

Веретено

Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

В мифологии

Веретено, а также прялка и все действия, связанные с прядением, являются символами жизни и непрерывности времени. М. Шнайдер пишет, что веретено является атрибутом Великой матери, которая прядет внутри каменной горы или у подножия Мирового дерева (скандинавские норны, прядущие нить судьбы у подножия ясеня Иггдрасиля).

Символика веретена связывается с символикой прядения в целом. Веретено выступает в качестве атрибута женских божеств, связанных с судьбой и смертью (греческие мойры, римскиепарки, скандинавские норны), которые сматывают на него нити человеческих жизней. Связь веретена с символикой судьбы отражена в языке: слова, обозначающие судьбу в германском (wurd), староскандинавском (urdh), англосаксонском (wyrd), сближаются с латинским vertere, «вращать». С другой стороны, веретено может отождествляться с осью мира (как у древних греков, которые считали такое веретено атрибутом богини судьбы Ананке).

В этой связи за веретеном может закрепляться значение мироустроительного элемента. Так, например, Платон в «Государстве» говорит о мировом устройстве как о результате действия веретена Ананке, на восьми сферах которого располагаются сирены, своим сладкозвучным пением создающие гармонию мира. По форме веретено представляет собой мандорлу и, таким образом, приобретает символизм двух пересекающихся кругов, обозначающих небо и землю, то есть жертву, которая обновляет порождающую силу Вселенной. Все символы, связанные с предметами, похожими на веретено, несут в себе широкое значение общей жертвы и способность к превращению.

Пословицы и поговорки

Знай, баба, своё кривое веретено (своё дело).

  • Знай гребень да веретено.
  • Не веретеном в бок, терпеть можно.
  • Не веретеном трясти (о деле, которое требует рассудка).
  • Без веретена пряжи не спрядёшь.
  • Остры веретена намозолили ладони.
  • Ерема, Ерема! сидел бы ты дома, да точил веретена.
  • Кривое веретено не надежа (не оденет).
  • Кривое веретено не исправится.
  • Девку веретено одевает.
  • Чужое веретенце бери, да и своё припаси.
  • Сделала дело худое, переломила веретено кривое.
  • На шильце, на мыльце, на кривое веретенце, нужны деньги.

Ла́пти

 — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-хсплетённая из древесноголыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей[2]. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).

Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала и простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом»), и недолговечностью.

Лапти носились с портянками (онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками.

Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого.

Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. Отсюда поговорка: «В дорогу идти — пятеры лапти сплести!».

Академик Петербургской академии наук И. Лепёхин в конце XVIII века писал, что для изготовления одной пары лаптей требовалось два крупных и три-четыре мелких липовых ствола. В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. По расчётам историка Л. Милова, на семью в 4 человека иногда требовалось до 150 пар лаптей (на сумму около 1,5—2,5 руб.). Крестьяне шли на такие трудозатраты, так как необходимая денежная сумма на покупку кожаной обуви была слишком велика. Чтобы купить себе сапоги, крестьянин должен был продать четверть собранного хлеба, а для жены и детей — ещё две четверти.